Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Часто нам приходится осознавать настоящее талантирующего художника только после его кончины. Однако в случае российского и советского мастера Александра Васильевича Шевченко это может быть невероятно поздно, особенно если его картины были утеряны со временем. Это почти произошло с некоторыми произведениями искусства Шевченко. Но, к счастью, у этой истории есть счастливый конец. Рассказываем все по порядку.

Художник Александр Шевченко сегодня известен прежде всего фанатам искусства, в то время как еще сто лет назад его работы вызывали множество споров и дебатов. Биография Александра Васильевича была довольно насыщенной событиями.

Александр Васильевич Шевченко - художник-авангардист, родившийся не в художественной среде. Его отец работал приказчиком в Харькове, но художественные способности мальчика заметил преподаватель Дмитрий Бесперчий, сам являвшийся учеником Карла Брюллова. Именно он стал первым наставником будущего художника.

Мальчик начал проявлять все больший интерес к искусству и в театре. К тому моменту, когда семья переехала в Москву, Александр Шевченко уже работал помощником главного художника оперного театра и пробовал себя в качестве декоратора.

Поступив в Строгановское училище на декоративное отделение, молодой художник уже на начальных этапах обучения выделялся своим талантом. Премия за победу на выставке ученических работ позволила ему отправиться за границу, где он работал в мастерской Эжена Каррьера и учился в частной академии художеств. По возвращении в Россию он продолжил обучение в Московском училище живописи у Коровина, но был отчислен вместе с другими студентами, которые также поддерживали новые течения в живописи.

Сам Александр Шевченко считал, что истоки его работы с цветом были заложены в Париже. Художник увлекался всем, что импрессионисты представляли в своем творчестве, и именно во Франции он нашел свое настоящее призвание и заложил основы своего будущего художественного стиля.

Сегодня произведения Александра Шевченко можно увидеть в многих галереях России и мира, а его имя стало символом революционных идей нового искусства.

Александр Шевченко и его творчество представляют основные тенденции русского искусства начала XX века. Художник активно экспериментировал с формой и цветом, при этом был наиболее традиционным среди своих коллег. Он любил экспериментировать с живописными формами, светопередачей, графическими техниками, цветом и композицией. Шевченко был близок к группе художников «Ослиный хвост», основанной Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой, входил в общество «Маковец», участвовал в выставках объединений «Бубновый валет», «Мир искусства», позднее из своих учеников организовал «Цех живописцев».

Индивидуальный почерк художника чувствуется в каждой его работе. Шевченко пропускал через себя множество новаторских идей и течений, но вырабатывал свой собственный стиль, относясь по своему к задачам искусства и не принимая ни одно течение до конца. Влияние французских импрессионистов и русских символистов можно увидеть в его картинах после возвращения из Парижа. Александр Шевченко увлекся идеями Поля Сезанна, считая его своим наставником по видению, ценности и пониманию древних мастеров. В более поздних работах художника заметны мотивы иронического примитивизма. Автор брошюры «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности», Шевченко сформулировал суть поисков этого течения. Он называл свою манеру тектоническим примитивизмом и видел его истоки не в западной, а в восточной культуре.

Хоть Шевченко вернулся к символизму со временем, но это был уже другой символизм, характеризующийся обобщенностью форм и монументальностью композиции. Таким образом, работы Александра Шевченко повествуют о новых течениях, которые затронули живопись начала XX века, подвергая традиционные формы и каноны преобразованию и отражая индивидуальное видение искусства художника.

Художник Александр Васильевич, проведший несколько лет на фронте и получивший серьезное ранение, не смог остаться равнодушным к событиям 1917 года. Октябрьская революция ознаменовала для него новые возможности в карьере. Сначала он организовал печатные мастерские по просьбе Наркомпроса и был назначен их директором. Кроме того, Александр Шевченко принимал участие в создании Музея художественной культуры. В то время как его активная деятельность росла, мастер практически не имел времени для создания картин.

После революции художник начал преподавать в Государственных свободных художественных мастерских - ВХУТЕМАСе. Он преподавал там более 10 лет, а затем стал деканом живописного факультета ВХУТЕИНа. Однако, некоторое время спустя, он и группа профессоров были вынуждены уйти из института из-за несогласия с новой политикой руководства. В конце жизни Александр Шевченко руководил двумя кафедрами живописи - в Московском текстильном институте и Центральном художественно-промышленном училище. Художник-педагог был известен своей склонностью развивать индивидуальный потенциал каждого из своих студентов.

Не смотря на продуктивную деятельность и поддержку революции, жизнь художника была далеко не легкой. В 30-е годы прошлого века его обвинили в "эстетствующем формализме", и его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли через несколько дней после открытия. Это привело к прекращению работы над монографией художника, которую он почти завершил. Его картины были отправлены в запасники музеев, а работы выставлялись главным образом за рубежом. В Англии, Италии, Германии и Швейцарии были организованы выставки его работ.

Династия художников Александра Шевченко

Александр Шевченко, известный русский художник, проводил свою личную жизнь в окружении людей, обладающих талантом и единомышленников. Его первая жена, Надежда Псищева, которую он познакомил в Строгановке и бросил учебу ради нее, была вместе с мужем во Франции, где они изучали работы мастеров. К сожалению, талантливая Надежда умерла от чахотки в молодом возрасте и не успела раскрыть всего своего потенциала. Выставление ее работ можно увидеть на ресурсе russkiy-peyzazh.ru.

Единственная дочь Александра — Татьяна — почти не дожила до начала XXI века. Ее мать умерла, когда ей было всего два года, и ее воспитал тетя, ставшая второй женой Александра Шевченко. Учителями Татьяны были ее отец и дядя, которые с удовольствием давали ей первые заказы на рисование, направляли ее творчество и давали советы. Со временем Татьяна стала известным мастером колористики и талантливым живописцем, создающим многоплановые поэтические картины. Ее работы можно найти на сайте museum.ru.

При рассмотрении картин Александра Шевченко, выполненных в разные периоды его творчества, легко заметить, как менялось его мироощущение.

В ранних работах художника, например в картине "Карусель", выполненной в 1907 году, угадываются мотивы импрессионистов. Размытые контуры, чистые краски и игра света и тени отсылают нас к этому направлению. Однако, гуашная техника дает плотность цвета, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.

В более поздних работах, например в работе "Город", выполненной в кубистской технике, мы видим пересечение острых граней и линий, динамический ритм и нарушение правил композиции. Вместе с этим, форма не превалирует над содержанием.

В работах, выполненных в примитивистской технике, художник часто использует бытовые сцены, превращая их в произведения искусства. Примером такой работы стал "Портрет поэта", а также "Зима в Зубцове" с музыкальным обозначением.

На протяжении своей жизни мастер сочетал графику с живописью, создавая картины с женскими образами, а также пейзажи в заснеженной природе. В его творчестве были присутствующими кавказские мотивы и примитивизм, а также тектонический примитивизм.

В конце жизни мастер создавал приглушенные картины с использованием импрессионистской техники мазка, а также живописные и графические работы, в некоторых из которых особо бросается в глаза выразительная передача света и тени, способностью заставлять работать белый фон.

Наследие Александра Шевченко: что стало с творчеством художника

Александр Шевченко – гениальный, но недооцененный художник. Он известен своими живописными работами, которые можно найти в Третьяковской галерее, Русском музее и Пушкинском музее. Однако, мало кто знает, что он также был графиком и теоретиком искусства, и создавал монотипии. В некоторые периоды своей жизни, графика становилась ведущей в его творчестве. Обучение в Строгановке, вероятно, повлияло на это.

Не так давно был найден уникальный семейный архив Александра Шевченко, состоящий из работ художника, его дочери Татьяны Шевченко и первой жены Надежды Псищевой. Это портреты, жанровые картины и пейзажи, выполненные в различных техниках. В коллекции также есть графика, монотипии, резные фигурки из дерева и ларцы, а также архивные документы и личная переписка. Однако, находившийся в плачевном состоянии архив, испорченный во время потопа в художественной мастерской Татьяны Шевченко, не позволял аккуратно хранить ценные работы.

Обнаружив коллекцию, антиквар Дмитрий Поманский рекомендовал правнучке Александра Шевченко продать архив. Средства на покупку были выделены российским бизнесменом Аркадием Колениченко, которому коллекция заинтересовала. Каждая работа из архива была упакована и перевезена в другое место, чтобы сохранить их наилучшим образом.

Сегодня наследие художника Александра Шевченко разобрано еще не полностью, и предстоит проделать большую работу. Собранные работы не так часто представлены в музеях, поэтому Аркадий Колениченко планирует организовать выставку этих работ в коллекции русских музеев. Он также намерен издать подробный каталог коллекции, чтобы люди смогли лучше ознакомиться с творчеством Александра Шевченко и его семьи.

Аркадий Викторович Колениченко известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства, который возглавляет многопрофильные компании в Москве и Владимирской области. Его знания и интересы в области искусства делают его значимой фигурой в этой сфере.

Александра Шевченко многие лета назад называли художником, "до мозга костей". Однако сегодня его имя забыто многими, и о нем знают только настоящие знатоки искусства. Возможность приобщиться к наследию Александра Васильевича дает возможность вновь открыть его для современных зрителей и подарить им ощущение восторга и восхищения от его произведений.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *