Главное в жизни — быть с Богом
Сегодня — ровно год как на Кубань назначен митрополит Григорий. В большом интервью «Вольной Кубани» владыка рассказал о служении, вере, Церкви, об испытаниях, о православных христианах,
Сегодня — ровно год как на Кубань назначен митрополит Григорий. В большом интервью «Вольной Кубани» владыка рассказал о служении, вере, Церкви, об испытаниях, о православных христианах, об Украине и о молитве о восстановлении мира, смысле жизни, подготовке к Пасхе и безмерной любви Бога к людям.
Когда готовилась к интервью, хотелось успеть очень многое. Спросить у митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория и о впечатлениях о годе работы на Кубани, и о жизни епархии, и об отношении к происходящему в мире, и, поскольку идет Великий пост, о нашем, к сожалению, несовершенстве. О тяжелых ситуациях, которые могут казаться безвыходными. Узнать видение роли прессы в современной жизни. И, конечно, еще попросить немного рассказать о себе. И чтобы все это успеть примерно за час разговора и уложиться в объем публикации. И немногим позже стало понятно: самый важный для себя вопрос сформулировать не удалось, но владыка ответил и на него. Хочется, чтобы читатели «ВК» также нашли ответы на свои вопросы — заданные, незаданные и даже, возможно, пока все еще не сформулированные.
— Ваше Высокопреосвященство! Сегодня (15 апреля) — ровно год как Вы были назначены главой Кубанской митрополии. Как Вы оцениваете события этого года? Что для Вас изменилось за это время?
— До апреля 2021 года я совершал свое служение на Южном Урале. Туда прибыл в 2014 году. Сначала управлял Троицкой епархией — вновь образованной. Приехал по сути на пустое место: епархиальные структуры не были образованы, приходилось заниматься и организационными вопросами. В 2018 году стал митрополитом Челябинским. Считаю, что опыт, который приобрел на Южном Урале, полезен и поможет в дальнейшем церковном служении. Назначение на Екатеринодарскую кафедру воспринимаю как волю Божью, как новое послушание, которое возложено на меня Церковью. Делаю все от меня зависящее для того, чтобы церковная жизнь здесь процветала. Надеюсь, что с помощью Божией удастся проходить свое служение достойным образом. Верю, что наше совместное служение здесь принесет пользу Церкви — именно на это направлены все мои действия.
— Какое мнение у Вас сложилось о Кубани?
— Конечно, Кубань — особый регион нашей Родины: житница, казачий край, теплый, с красивой природой и добрыми людьми. Здесь есть свои особенности и отличия от Южного Урала, других регионов России. Но главнее всего то, что это благодатный край, где для служения, для исполнения тех послушаний, которые возложены на нас церковью, есть все необходимое. Просто нужно прикладывать силы. Предстоит еще многое осуществить. Как и в других регионах России, здесь много людей, которые относят себя к православию в плане культурной традиции, но в своей жизни не являются православными христианами. Православный христианин — тот, кто живет по заповедям Божиим, и я надеюсь, что многие жители региона воцерковятся, станут жить так, как нас учит Бог. Ведь вера — это не только знания о Боге, о том, что Он существует. Вера — это сама жизнь. Если нет жизни по вере — значит, и жизни у человека, по сути дела, нет.
И повторю: священнослужитель в местах своего служения всегда находится по воле священноначалия. Через волю священноначалия мы видим на себе действие промысла Божия и должны отдавать все свои силы на служение. Всех всегда призываю к совместному труду — одному человеку, кем бы и каким бы сильным он ни был, невозможно справиться с задачами, которые перед нами сейчас стоят.
— Мы видим, что меняется, обогащается жизнь епархии. Чему сейчас уделяется особенное внимание?
— Самая главная задача церкви с момента ее основания Господом нашим Иисусом Христом — спасение человека, приведение его к Богу. Речь идет о проповеди — и словом и делом каждый христианин призван продолжать дело апостолов. Я говорю и об архиереях, и о священнослужителях, и о прихожанах. Мы все должны помнить о том, что Церковь наша — апостольская. И мы говорим слово о нашей вере — о спасении, о Боге, ставшем человеком, страдавшем, и умершем, и воскресшем ради нас, и обязательно нашу проповедь свидетельствуем делами милосердия. Активно работаем с молодежью, казачеством, оказываем помощь тем, кто находится в больнице, в тюрьме, — чтобы весть о Христе коснулась всех. Организовываем бесплатные обеды. Конечно же, мы осознаем, что сил у нас мало и слово у нас, к сожалению, не всегда бывает убедительным. Но мы молим нашего Господа, чтобы он дал нам силу и наша проповедь была ясной, понятной и убедительной.
А форм церковной проповеди, церковной работы очень много. К примеру, с прошлого года мы начали проводить фестивали по традиционным русским народным видам спорта — это забытые сейчас городки, лапта, гиревой спорт. Приглашаем к участию и церковную, и пока еще не воцерковленную молодежь. В этом году после Пасхи тоже проведем такой фестиваль. Еще раз отмечу: Господь дает нам, на мой взгляд, уникальное, особое время, когда мы можем трудиться активным образом и приносить пользу народу Божию. Мы, христиане, по слову Христову должны быть солью земли и солью мира, то есть быть активными в этом мире. Если эту активность потеряем, никому не будем нужны.
— При владыке Исидоре, который возглавлял митрополию более 30 лет, на Кубани шло активное строительство храмов и открытие новых приходов. Как продолжается сейчас эта работа?
— При митрополите Исидоре, который 33 года управлял Екатеринодарской и Кубанской епархией, церковной жизнью на Кубани, было действительно сделано очень много. Открыты новые храмы, монастыри, духовная семинария, организована работа православной школы. Мне предстоит развивать то, что было заложено и при владыке Исидоре, и при владыке Павле. Слава Богу, есть основание, на котором можно трудиться. Я надеюсь, что мы с помощью Божией построим на Кубани новые православные храмы, будут появляться новые приходы, воскресные школы для детей и взрослых, просветительские курсы, сестричества милосердия, другие виды церковного служения. Это одна из главных задач, которая стоит перед Церковью на юге России.
— В Краснодаре готовится проект нового большого микрорайона на северо-востоке. Планируется ли на той территории строительство храмов?
— Конечно. И я надеюсь, они будут воздвигнуты.
— Вы сразу очень динамично вошли в жизнь региона. Активно участвуете в самых разных мероприятиях — с присутствием первых лиц края, казачества, молодежи, совершаете поездки. Не было никакого периода адаптации — и весь год не сбавляете темпа. Как это возможно?
— С помощью Божией. Все православные христиане трудятся, и могу засвидетельствовать: Господь дает нам силы. И к себе, и к своим подчиненным предъявляю такие требования: трудиться не жалея себя, ради проповеди и доброго дела. Если мы будем жалеть себя, тогда силы у нас отнимутся, а если будем стараться ради доброго и святого дела, Господь их умножит. Об этом свидетельствуют очень многие святые отцы и современники. И сам Господь говорил: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». В этих словах речь идет и о том, что мы должны трудиться. А Господь дарует и здоровье, и все необходимое — молюсь и утром, и вечером, и на богослужении, чтобы дал нам силы.
— Идет активное взаимодействие с прессой: Вы ведете передачи на телевидении и лично отвечаете на вопросы жителей Кубани, даете интервью журналистам газет, интернет-СМИ. На постоянной основе взаимодействует с митрополией и «Вольная Кубань». Как старейшее издание региона — в этом году отмечаем 105-летие газеты — бережно относимся к духовным традициям, уделяем вопросам православной веры и нравственного воспитания серьезное внимание. На Ваш взгляд, какова в настоящее время роль СМИ?
— Средства массовой информации в настоящее время играют очень большую роль в обществе. Самое главное — чтобы они стали таким инструментом, который будет способствовать преображению человека, изменению его в добрую сторону. Я всегда уделяю особое внимание и епархиальным информационным ресурсам, и взаимодействию со светской прессой, с социальными сетями интернета. Надеюсь, что через взаимодействие Церкви и СМИ люди придут ко Христу, к Богу. Мы проповедуем — и явно, и косвенно, современным и, дай Бог, убедительным языком — людям, пока еще далеким от Церкви, то, к чему их призывает Бог. Это главная наша точка взаимодействия. Считаю, что, если современные СМИ поставят себе задачу сделать все для того, чтобы люди стали добрее, и материал информационного характера подавать именно с такой целью, это будет здорово и хорошо.
Рад взаимодействию с «Вольной Кубанью». Намерен еще больше расширять сотрудничество со средствами массовой информации. Мы должны подумать, как еще более широко представить проповедь в региональных и, может быть, федеральных СМИ. Я надеюсь, что это будет способствовать решению задач, которые стоят перед Церковью.
— Естественно, сегодня невозможно не спросить у Вас о видении ситуации на Украине. Многое сделано для разобщения наших народов, разделения Церкви, обострения ситуации... И вот — время истины пришло?
— Миром управляет Бог, а наша задача — молиться, и мы это делаем. В каждом православном храме за каждым богослужением по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возносится молитва о скорейшем восстановлении мира. Ее текст утвердил Святейший Патриарх и обратился ко всем православным христианам, прихожанам наших храмов с тем, чтобы они дома и в храмах после богослужения читали особый канон — молитву ко Пресвятой Богородице и молитву о скорейшем восстановлении мира. Мы понимаем, что противостояние идет междоусобное, между братьями. Церковь заняла ту позицию, которую когда-то занял святой Сергий Радонежский — он жил в XIV веке и мирил русских князей в их распрях, спорах и конфликтах.
— Сейчас идет Великий пост, впереди — Страстная неделя и Пасха. Но не многие выдерживают пост до конца. Это все — неверие, маловерие, недостаток знаний, любви? Что значит правильно подготовиться к Пасхе и что делать, если не получилось все до конца выдержать?
— Мы должны четко понимать, что пост — это не какая-то диета. Пост — это, как говорят святые отцы, борьба со злом в самом себе. Самое главное — видеть это зло, грех, который мешает нам нормально жить и пытаться от него исцелиться. И воздержание от определенного рода пищи ни в коем случае не должно быть самоцелью — оно должно помогать нам в том, чтобы преодолевать зло и бороться с грехом. Всегда советую тем, кто еще только начинает пост, задуматься: что я хочу сделать? Каковы традиции церкви? Зачем я это буду делать? Ведь пост — это одно из средств укрепления нашей веры. То, что должно нас приблизить к Богу. Пост должен нас изменить и сделать добрее. И если этого нет — тогда и воздержание от определенного рода пищи Богу не нужно и напрасно.
Что же касается ошибок в эти дни — никогда не поздно исправиться. Бог смотрит прежде всего на сердце человека, на его намерения, побуждения. Ради чего человек постится? Если он ставит своей целью лишь соблюдать традиции, которыми жили предки, то, к сожалению, в абсолютном большинстве случаев человек может просто нанести себе вред. Чтобы этого не происходило, перед началом поста надо поставить себе определенную цель, пусть даже она не будет грандиозной. Например, никого не осуждать в это время. Ни словом, ни мыслью. Надо понять, что судья всем нам — Бог, а телесный пост и молитва — и дома и в храме — обязательно человеку помогут стать лучше. Итак — ставим цель, и ко дню Святой Пасхи мы должны прийти с определенным результатом. Пусть он будет небольшим, но тем не менее это будет шаг к духовному совершенству. И еще что касается телесного воздержания: здесь должна быть своя мера. Каждый, зная себя, должен эту меру определить. Советоваться с другими людьми, которые ранее постились, уместно. Человеку свойственно ошибаться. Но нужно исправить свою ошибку и сделать так, чтобы больше ее не повторять. Это и есть то изменение, которое мы называем покаянием и которому мы уделяем особое внимание в дни Великого поста.
— В настоящее время многое перевернуто с ног на голову. Человек сначала заботится о физическом и материальном своем состоянии. И лишь затем ставит, возможно, духовные вопросы. Вера учит нас, что именно духовная составляющая регулирует все пласты жизни: и здоровье, и материальное благополучие, и состояние счастья и спокойствия.
— Человек — это духовно-телесное существо. И все в нем, по замыслу Божию, должно быть гармонично. Ни в коем случае заботы о своем теле не должны превалировать над заботами о душе. К сожалению, современная мировая цивилизация ставит в приоритет материальное над духовным. Не будем вдаваться в причины, почему так произошло. Но мы, православные христиане, живя в таких условиях, не должны забывать о самом главном — о том, что миром управляет Бог и что он будет нас судить. Для того чтобы получить добрый ответ на Страшном суде, мы должны стремиться жить по-христиански. Иной раз у нас не хватает на это сил, возникают разного рода недоумения. Но с помощью Божией мы эти недоумения должны преодолевать. Если у человека на душе скорбно, тяжело, плохо, то этому есть причины. И они в том, что человек отступает от Бога, забывает о его заповедях и наступает на одни и те же грабли, живя прежде всего материальной жизнью, животными инстинктами, которыми он жить не должен. Отступая от Бога, человек совершает ошибки и за эти ошибки расплачивается в том числе и материальной стороной своей жизни. Церковь же призывает человека остановиться и понять, что миром и жизнью человека управляет Бог. Бог есть любовь, он может дать истинное благо, настоящее, которого уже никто никогда не отнимет. От Бога все то доброе, к чему в этой жизни стремимся, мы можем получить. Но только тогда, когда на первом месте в нашей жизни будет сам источник этого блага — Бог. Мир, к сожалению, развивается сейчас по законам потребления. По сути дела — по законам, которые часто исключают жизнь по заповедям Божиим. Этого быть не должно.
— Чтобы называть себя христианином, надо соответствовать высоким нравственным и духовным требованиям и постоянно совершенствоваться. Вместо этого — «Я верующий, но в церковь не хожу». Вы уже говорили об этом. Не честнее ли будет признаться самим себе, что это на самом деле еще не вера? Тогда хоть шанс исправиться будет.
— Бог видит сердце человека, и только Бог может засвидетельствовать, верующий человек или неверующий. Но обычно, если человек болен, он идет в больницу. А тот, кто нуждается в небесной помощи Спасителя, — в церковь. Христианин в этом нуждается, он видит свою немощь, свое греховное состояние — а ведь таково состояние всех нас. По разным причинам люди, которые называют себя верующими, не ходят в храм. Мы же, православные христиане, должны сделать все возможное, чтобы конкретный человек пришел в православный храм и понял, что только в храме, только в церкви он может получить всю полноту жизни.
— В России последовательно идет возрождение православия, укрепление церковной жизни. И заметно отличие от европейских стран, где храмы не разрушали и духовенство не уничтожали. Православие после десятилетий гонений гораздо чище. Заметно ли, что на Кубани, где казачество, несмотря на все трагические процессы, до последнего держалось за веру, ситуация отлична от других регионов? Или время все (и всех) уже давно сравняло?
— Снова скажу: нашей жизнью управляет Бог. Он и каждого человека, и общество в целом ставит в такие условия, которые будут благоприятны с точки зрения вечного спасения. То, что происходит у нас сейчас, считаю великой милостью Божией к нам. Думаю, что происходит это в том числе и по молитвам новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые пострадали в богоборческий период. Русская Церковь, пройдя через опыт гонений, по-особому смотрит на свою миссию и призывает ценить то, что нам в настоящее время дано Богом. А дано очень многое — возможность единения с Богом в его Церкви. С момента основания Церкви Господом нашим Иисусом Христом в ней пребывает сам Дух Святой. Благодаря этому в Церкви поддерживается та мера благодати, которую дал Христос для ее жизни и для спасения ее чад. Благодать Божия по-особому ощутима. Тот, кто ее принял, будет хранить и никогда уже от своей веры не отречется. Прошли страшные гонения, мы существуем в совершенно новых условиях и должны и на Кубани, и в других регионах это использовать во благо.
— Вам хорошо знакома жизнь монастырей в современной России — два года были настоятелем монастыря на Южном Урале. Раньше при них в том числе восстанавливались после военных действий — мы знаем об этом по истории первого на Кубани монастыря в поселке Лебяжий Остров, построенного казаками. А сейчас люди могут при монастырях прийти в себя после жизненных потрясений, горячих точек? Отойти от обычной жизни, нести послушание, все изменить, послужить святости, чтобы снять с души груз греха или стресса, а не бросаться из окон? И много ли послушников сейчас в монастырях?
— В нашей Екатеринодарской епархии два женских монастыря, в других епархиях митрополии есть и женские и мужские. Монастыри — это прежде всего общины православных христиан, которые решили оставить всё для того, чтобы исполнить заповеди Божии. Это ни в коем случае не дом отдыха с молитвой и посещением богослужений. Монастырь — это труд, огромный труд, в том числе и духовный. Молитва — вот основа жизни монаха. А это всегда дело очень непростое. Тем не менее любой монастырь открыт для всех. И если человек желает испытать себя, он может прийти, заявить о своем желании и пожить там, потрудиться в качестве трудника. Если он приживается, если ему нравится такой образ жизни, то может там остаться — и такие примеры сейчас есть. Но есть и те, кто не выдерживает испытаний. Не всем, далеко не всем православным христианам подходит жизнь в монастыре. Основные обеты — послушание игумену или игуменье, молитва и нестяжание. Сейчас монастыри немногочисленные — как правило, в общинах до 50 человек. Трудники тоже есть.
— После воспитания детей в идеологической пустоте — когда советская система уже не работала, а к церкви семьи еще не вернулись, многие родители сталкиваются с тем, что подростки становятся неуправляемыми, немотивированными жить. Консультации специалистов стоят дорого и не всегда эффективны. А при храмах — воскресные школы для малышей и детей постарше, молодежные клубы, все бесплатно, не онлайн. Можно ли приводить детей в храмы, если родители не воцерковлены?
— В подобных случаях родители должны прийти вместе со своими детьми. Ведь дети повторяют то, что они видят от своих родителей. Проблема детей — это прежде всего проблема родителей, и для того чтобы изменились дети, начинать надо прежде всего с изменения самих себя. Приходить в храм всей семьей, обращаться к Богу с молитвой всем вместе. И Господь по милости своей явит тогда чудо. Но ни в коем случае родители не должны своих детей кому-то передавать, бросать, перекладывать за них ответственность. Какими бы они ни были, все равно остаются вашими детьми. Приходите в храм — двери для всех открыты.
— Вы говорили, что с самого детства в храме. В каком возрасте Вы точно решили, что Ваш путь — служение Богу? После чего это произошло? Как отреагировала ваша семья, близкие, друзья? Было ли сложно принимать такое решение?
— Буду говорить сейчас конкретно о себе, но не буду говорить подробно — в нашей православной традиции не принято якать и рассказывать о своем опыте, в том числе духовном, потому что он может быть не совсем правильным. А если люди будут ему подражать, то могут совершить ошибки. Старшее поколение моих родственников — православные христиане. И вместе с ними — своими бабушками и тетями — еще в младенческом возрасте я пришел в храм. Эти моменты хорошо помню.
Родился я в Любиме — небольшом городе на севере Ярославской области. На момент моего рождения в городе из семи храмов оставался один, кладбищенский, на окраине. И сколько себя помню, всегда меня что-то тянуло в православный храм. Часто бывает такое у человека, что словами он передать не может, но всегда его туда что-то зовет. Могу сказать, что Господь меня уловил в свои сети через это. Конечно, это были советские трудные годы, и мои родственники предупреждали меня, что ни в детском саду, ни в средней школе нельзя говорить, что я был в храме, причащался. Но, слава Богу, с 1988 года — тогда учился в шестом классе — времена изменились, и я уже мог свободно ходить в храм. Помогал в алтаре священнику, пономарю, читал и пел на клиросе своего родного Спасо-Введенского храма города Любима. Затем поступил в Ярославский государственный университет, учебу совмещал с исполнением обязанностей псаломщика Крестобогородского храма Ярославля. А затем поступил в Московскую духовную семинарию, академию.
После академии в 2004 году был направлен на преподавательскую деятельность в Пермское духовное училище, стал священно-служителем и нес послушание в кафедральном соборе города Перми. Был ключарем и одновременно преподавал в духовном училище, а затем в Пермской духовной семинарии. Потом был переведен в Москву, где нес послушание в Синодальном отделе по тюремному служению. Служил в Свято-Троицком храме в Останкино, трудился в одном из подразделений Московской патриархии. С 2014 года стал епископом и служил на Южном Урале.
— Бывает ли у митрополита свободное время? Чему Вы его посвящаете?
— К сожалению, свободного времени бывает очень и очень мало. За год своего служения стремился посетить многие приходы, но побывал еще не во всех. Благо эпидемия, надеюсь, завершается, ограничения ослабевают и уходят в прошлое, и теперь можно более тесно общаться с прихожанами наших храмов. Я намерен посетить каждый приход в нашей Екатеринодарской епархии. Кроме того, посещаю епархии Кубанской митрополии. Свободное время использую для чтения Священного писания и духовно полезной литературы.
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ— Ваша любимая книга (или книги) Ветхого Завета?
— Конечно, мы любим все Священное писание. Но недавно я перечитал книгу пророка Ионы — она мне особо понравилась.
— Что всего ближе к сердцу в Евангелии?
— Каждому православному христианину должен быть близок образ Господа нашего Иисуса Христа, о котором свидетельствуют евангелисты. Нельзя считать что-то для себя более важным в Евангелии, а что-то — менее важным. Нам важно все Евангелие, важен Иисус Христос.
— Любимая молитва?
— Молитва Оптинских старцев, которую читаю каждый день. «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день» и далее. Ее текст общедоступен.
— Когда прихожане все вместе на службе поют «Символ веры» и «Отче наш», это…
— Это выражение веры Церкви. Живое исповедание веры Церкви. Я надеюсь, что не только устами. А «Отче наш» — это наш порыв обращения к Богу теми словами, которыми Он сам заповедует к Нему обращаться.
— Что Вы советуете прочитать тем, кто хочет начать знакомиться с законами духовной жизни?
— Советую читать Евангелие от Марка, можно Закон Божий. Что же касается духовной жизни — следует читать святых отцов и современных подвижников веры, таких, как архимандрит Иоанн Крестьянкин. Честно говоря, мне его письма о духовной жизни особенно близки и трогают.
— Праздник Светлой Пасхи — это…
— Это праздников праздник и торжество из торжеств.
— Самое главное в жизни?
— Быть с Богом! Всегда!
Последние новости
Сделайте шаг навстречу уютному Новому году вместе с «ТНС энерго Кубань»
ПРЕСС-РЕЛИЗ Сделайте шаг навстречу уютному Новому году вместе с «ТНС энерго Кубань» 2 4 декабря 2024 года, г. Краснодар.
24 декабря состоялась очередная сессия Совета депутатов Крымского городского поселения
24 декабря состоялась очередная сессия Совета депутатов Крымского городского поселения, на которой присутствовали: глава города Крымска Янис Будагов, заместители и начальники отделов администрации города Крымска,
Завершена реконструкция ул.Горной
24 декабря состоялось торжественное открытие улицы Горной после проведения капитального ремонта.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения