Кубанский предприниматель выращивает премиальный продукт

Вкус сочной свежей спаржи напоминает что-то среднее между вкусом майского зеленого горошка и редьки.

От элитного — к повседневному

Вкус сочной свежей спаржи напоминает что-то среднее между вкусом майского зеленого горошка и редьки. И это совсем не то, что продается в корейских рядах с соленьями за бешеные деньги.
Когда-то, еще до революции, этот вкус хорошо знали в царской России. До Первой мировой войны спаржа в России выращивалась более чем на десяти тысячах гектаров. Мы ее не только сами выращивали, но еще и продавали в другие страны. Россия занимала первое место по объему экспорта спаржи в Европе.

Но потом ее перестали возделывать. Эту еду признали «буржуйской», поля спаржи уничтожили. И лишь в последние годы стали завозить эту культуру из зарубежья — по сути, спаржа вернулась в Россию спустя сто лет.

Первые упоминания о растении встречаются в источниках Востока, которым более двух тысяч лет. «Царский овощ» признавался особым кушаньем, достойным украшать стол фараонов и королей. Впрочем, и раньше, и сейчас этот овощ считается элитным, премиальным по причине его высокой стоимости.

Тем более удивительно, что спаржу сегодня выращивают на обычных полях в Белореченском районе. А взялся за дело наш кубанский фермер Давид Карапетян.

Так что гурманы могут успокоиться: импортозамещение в действии! Никаким санкциям не выключить развитие.

— Я родился и жил в Азербайджане,— рассказывает Давид Карапетян. — Там на всех полях было много дикой спаржи. И многие люди занимались тем, что ее собирали и продавали в ближайшем городе. Вот примерно так, как здесь, в Краснодарском крае, люди черемшу собирают и продают. Дело это было выгодное, и я попробовал пересадить дикую спаржу в свой огород. Всё больше стали писать во многих журналах, в том числе зарубежных, включая научные, насколько она полезна. Я заметил, что в домашних условиях после пересадки корни спаржи улучшаются, толстеют. После этого я уже не мог остановиться. Выращивание спаржи стало моей страстью и моим хобби. А сегодня — и делом всей жизни. У меня есть корни, которые растут уже 35 лет, я их всем показываю как раритет. Кстати, в горах Краснодарского края тоже полно дикой спаржи.

Давид вместе с семьей переехал в Краснодар и здесь тоже начал везде высаживать спаржу. Потом стал закупать корни в Бельгии, Голландии, выращивал растение у себя в огороде и в огородах всех своих друзей. Что-то получалось, а что-то не очень — порой не приживались заморские корни на кубанской земле.

В 2016 году семья приобрела в Абинском районе участок земли в полгектара и посадила спаржу уже профессионально, соблюдая все технологии. Давид официально стал фермером.
Самое большое количество корней завезли в 2020 году из Голландии и посадили в Белореченском районе.

— В Голландии спаржа стоит как мясо. А у нас, когда я начинал заниматься спаржей, она стоила в пять раз дороже мяса,— вспоминает Давид. — Сейчас моя задача — сделать так, чтобы этот продукт стал по цене доступнее для людей. И пока вижу, да, появляются еще хозяйства, где выращивают этот редкий овощ. Так спаржа из элитного продукта и превратится в обычный гарнир. Такова наша задача. Тогда люди и почувствуют в реальности, что такое импортозамещение.

Амбициозная задача

Чтобы посмотреть, как выращивают столь редкое для Кубани растение, мы приехали в Белореченский район.

И вот видим эти бескрайние поля. Здесь их целых десять гектаров. На одном поле — совсем крохотные растения, на другом — уже постарше. А где-то росточки в маленьких горшочках ждут своей очереди, чтобы отправиться в большую жизнь.

— База этого одного из самых крупных полей спаржи была заложена еще в 2019 году, когда в профессиональном голландском питомнике мы закупили более ста тысяч саженцев спаржи двух сортов,— рассказывает Давид. — В 2021 году они были высажены в Белореченском районе. Сезон длится с пятнадцатого апреля по пятнадцатое июня. А потом готовим почву под будущий урожай. В сезон собираем каждый день триста килограммов спаржи. В последние годы мы постепенно развивались, совершенствовали систему выращивания. Купили оборудование для шоковой заморозки.

Спаржа — многолетнее растение, живущее до двадцати лет. Выращивают ее двумя способами: семенами и саженцами. Здесь идут по длинному пути: проращивают семена.

В горшочке стебель находится тридцать — сорок дней. А потом его пересаживают в землю. Когда спаржа укоренится, ее пересаживают уже на большое поле. Труд кропотливый и тяжелый: семечко — пикирование — питомник — поле.

В чем самая большая трудность? Выращивание спаржи — это очень капиталоемкий проект. В России никому не удается из семян получать корень, рассказывает Давид. У нас в стране нет такого питомника, где можно купить корни спаржи.

Поэтому фермер поставил перед своим коллективом задачу: попробовать вырастить корни. То есть практически с нуля создать питомник спаржи. И засадить под спаржу огромное поле площадью пятьдесят гектаров.

Задача, надо сказать, амбициозная. Давид планирует высадить пятьсот тысяч (!) саженцев. И уже мы видим первые результаты этого труда.

Фермер сетует: в этом году у него была заявка в Голландию на получение корней спаржи и уже даже внесли предоплату. Но из-за санкций так называемые партнеры приостановили отгрузку.
Ни денег, ни товара. Именно после этих действий фермер и решил, что теперь сам создаст питомник и будет выращивать корни из собственных семян.

— Через Армению мы завезли семена и будем сами выращивать те корни, которые потом и станут основой нашего питомника. И уже из этих корней многие другие фермеры станут выращивать в России спаржу и перестанут зависеть от каких-либо санкций,— говорит фермер.

Голландские семена невозможно размножить, уверен Давид Карапетян. Это специально так сделали генетики, чтоб всё время только у них покупали корни. То есть семена — это большой-большой секрет. И огромные деньги корпораций. Поэтому надо создавать всё свое и уходить от этой зависимости.

Второе, на чем нужно сконцентрироваться,— это техника. Вот раньше сюда привозили из Европы машину, которая специально сажает спаржу. Она была в аренде. Что делать теперь? Будут менять технологию посева. Надо задумываться о создании собственной техники, и ресурсы для этого у нашей страны есть.

Почему сегодня мало кто берется выращивать спаржу? У Давида есть свой ответ:

— Все хотят быстрых денег. Купили семена — надо пять лет вести их под урожай. Многим не хватает терпения, нужны быстрые деньги. За год шесть месяцев надо пахать, прополку делать, поливать — труд кропотливый, и практически всё идет вручную. Вот в этом году мы заложили урожай. А продажи с него пойдут аж в 2027 году. Мало кто будет столько времени ждать. А мы будем. Основная сложность выращивания спаржи состоит в большом количестве ручного труда: на нашем рынке отсутствует необходимая техника. Но всё это не останавливает фанатов своего дела — фермеров, которые, пытаясь преодолеть все невзгоды, развивают свое дело.

Поддерживать производителей

Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев делает ставку на то, чтобы в новых экономических условиях максимально поддерживать производителей — тех, кто своей деятельностью решает вопросы импортозамещения.

Это дает возможность запустить в крае востребованные производства, найти партнеров в России. Для этого в крае утвержден и последовательно выполняется план обеспечения устойчивости экономики и социальной стабильности. Принято решение о докапитализации фондов, которые оказывают господдержку бизнесу. И самый большой упор делается на ключевых отраслях нашего региона: на промышленности и сельском хозяйстве. Так, в 2022 году на развитие регионального агропромышленного комплекса направили 9,8 миллиарда рублей. Их распределили на сорок мероприятий. Кроме того, 1,8 миллиарда рублей выделили из федерального бюджета в рамках льготного кредитования.

В Фонде микрофинансирования Краснодарского края фермеры могут получить льготные займы до пяти миллионов рублей под очень низкие проценты — 4,25 процента. И многие пользуются этой поддержкой для развития своего предприятия.

Вот почему всё чаще мы видим, как успешно развиваются компании, которые спешат занять освободившиеся ниши: в питомниках края садоводы выращивают редкие средиземноморские растения, на морских фермах увеличивается число выращенных мидий и устриц, а на самых обычных кубанских полях можно увидеть засеянную спаржу, выращенную из собственных семян.
Для предпринимателей сегодня важна любая поддержка государства: и финансовая, и консультационная.

— Нам очень помогает администрация Белореченского района. Консультируют, оказывают режим наибольшего благоприятствования,— рассказывает Давид Карапетян. — Наше предприятие уже встало на ноги, но, чтобы дальше развиваться, мы планируем воспользоваться государственной поддержкой. И надеюсь, в консультациях нам окажут помощь в администрации района.
Вот сегодня для всех, кто делает бизнес в агропромышленном комплексе, остро стоит проблема аренды земель. Ее всегда всем не хватает — сколько бы ни дали.

А что касается земли под выращивание спаржи, то для нее пригодны даже неудобья, уверен Давид.
— Мы сейчас проговариваем с администрацией района вопрос о том, что готовы восстанавливать земли, которые считаются непригодными для выращивания спаржи,— рассказывает фермер. — Надеюсь, у нас всё получится и мы воплотим свою мечту — выращивать спаржу и не зависеть ни от каких заморских стран!

Сегодня импортозамещение становится главным трендом в развитии экономики. И мы видим, как кубанские предприятия и хозяйства идут по пути создания продовольственной и технологической независимости.

Так, производитель из Славянского района создал линейку средств профилактики и лечения заболеваний медоносных пчел. И тем самым реализуется программа импортозамещения ветеринарных препаратов. Они способны полностью заместить на краевом рынке продукцию из США, Швейцарии и Германии. В настоящий момент инновационная разработка проходит процесс ускоренной регистрации.

Кроме того, дочернее предприятие компании разработало промышленную технологию изготовления натурального безалкогольного напитка на основе чайного гриба. Первую партию продукции выпустят в конце сентября 2022 года. На начальном этапе планируют производить до миллиона бутылок в год.

Лаборатория одна из немногих в России имеет свое опытное хозяйство.

Большое внимание в крае уделяют агропромышленному комплексу, основной акцент сделан на семеноводстве.

Благодаря совместной работе региона, аграриев и ученых Национального центра зерна и ВНИИ риса сегодня Кубань полностью закрывает собственную потребность в семенах озимой и яровой пшеницы, риса, на девяносто процентов — сои.

А вообще, первые меры по импортозамещению в регионе начали внедрять еще в 2014 году. За это время Кубани удалось сделать многое, чтобы переставить экономику края на новые рельсы, ускорить импортозамещение в отдельных сферах, определить точки роста. Наши предприятия продолжают наращивать объемы производства, а власти края с помощью государственной поддержки помогают им преодолевать сложившиеся преграды.

Фото: Иван Журавлев

Автор текста: Светлана Донцова

Последние новости

Глава Сочи Андрей Прошунин обсудил с жителями Адлерского района вопросы развития социальной инфраструктуры

Встречу с жителями провели в поселке Красная Поляна. В ней приняли участие глава Адлерского района, руководители структурных подразделений мэрии, депутаты Городского Собрания Сочи, представители полиции, прокуратуры и МЧС.

Сочи возглавил рейтинг городов страны по качеству жизни

Федеральный рейтинг составлен экспертами Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по итогам первого квартала 2025 года.

В Новороссийске провели субботу с пользой — прошли «10 тысяч шагов к жизни»!

05 апреля, в преддверии Дня здоровья, в Новороссийске прошла акция «10 тысяч шагов к жизни».

В Новороссийске продолжается ликвидация возгорания на мусорном полигоне

Как сообщил 05 апреля Оперштаб Краснодарского края, по состоянию на 12:00 площадь подслойного тления составляет 400 кв.

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Белгороде

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *